Частушки


Навигация
 


Общий раздел.

Термин "частушка" впервые употребил в очерке "Новые народные песни" известный русский публицист Х1Х века Г. Успенский, писавший, что в народе активно стала использоваться короткая припевка, "народные стишки", называемые в разных местах по-разному, в том числе - "частушка". Кроме этого названия в разговорной речи бытовали другие определения этого жанра: "припевка", "прибаска", "пригудка", "приговорка", "сбирушка", "набирушка", "страдания", "ихохушка", "вертушка", "топтушка","лелешка", "рязаночка", "елецкая","матаня", "семеновна", "саратовские переборы", "уральские тараторочки", "рязанские ихохошки". Название жанра происходит от глагола "частить", то есть перебирать каблуками во время танца, словом - во время пения, быстро отвечать на частушку соперницы и пр. Возможно, название устоялось и потому, что этот жанр существенно отличался от протяжных, "долгих" песен. Сопровождалось пение частушки гармонью, ложками, голосом, балалайкой, танцем.
Частушка - лирический жанр, представляющий эмоциональный отклик, чувственное преживание на затронувшее человека событие. Это - лирическая миниатюра,откликающаяся на все стороны жизни человека, города или деревни: мировой катаклизм, война и мир, любовь, космос, лирическое переживание мира... .

Частушка состоит из разного количества стихов:

  • из двух:

    Балалайка треугольна,
    Заиграет - сердцу больно;


    Гармоника-говоруха,
    Без тебя в деревне глухо;

  • четырех:

    Какая острая пила
    В елочку впилилася!
    Какая глупая была -
    В мальчика влюбилася!

  • пяти:

    У милова новый дом
    Стоит на полдень окном.
    Через годик буду в нем,
    Через годик, через два
    Буду милова жена!

  • реже - шести:

    Я вечор вечоровала,
    Одну думу думала.
    Милый шел и не зашел -
    Огонек задунула.
    Огонек задунула -
    О другом задумала!

Исполнение частушки - спектакль, в с обязательным диалогом (для себя частушки не поют), в котором участвуют танец,жесты рук, ног. бровей, глаз. В её тексте активно используются сравнение, преувеличение (гипербола), метафора, оксюморон, символика... Композиционно она чаще всего двучленна: противопоставляется или чувство-чувству. или событие-событию. В ней используется рифма (внутренняя, внешняя).
Разнятся по поэтическому строю частушки танцевальные и напевные. Первая сказывается, а не поется, и отличается от второй еще и тем, что короче (имеет пять-шесть слогов, тогда как протяжная - восемь - десять). Стих у частушки бывает разный, но есть некая закономерность - речевой максимум - в стихе до тридцати двух слогов (по шестнадцать в одном в периоде).






Webmastering by Stevik, 2001