Купить бу сервер где можно купить дешевый сервер.  |  Датские насосные станции водоснабжения grundfos.



Пословицы, поговорки, загадки.


Навигация
 


Общий раздел.

Пословицы.

Корни пословицы как жанра уходят в языческое мироощущение, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки языческо-магических представлений типа: "Дурной глаз на осину глянет - осина завянет", "Мать-сыра-земля - говорить нельзя", "Не все русалка, что в воду ныряет".
Пословица - краткое изречение, содержащее мысль. Это самая краткая, в то же время завершенная логически и грамматически, а также художественно, поэтическая фольклорная форма. Пословица - "краткая притча,суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком (обиняк - намек, иносказание, двусмысленность, загадочное объяснение) и пущенное в оборот, под чеканом народности" (В.И.Даль).
Пословицы создавались по-разному:

1) из басен в пословицы переходит обычно мораль-вывод: "Куда конь с копытом, туда и рак с клешней";

2) из жизненных ситуаций или сгущенных до метафорических высказываний жизненных случаев, как например, "Сухая ложка рот дерет". Пословица "Москва слезам не верит", по одной из версий, родилась из исторической жизненной ситуации( когда Иван Калита взялся сам собирать для хана Узбека дань со своих подданных и делал это, невзирая на слезы баб и детишек );

3) из книг, начиная с летописей, например, из Ипатьевской: "Мир стоит до рати, рать - до мира".

Приговорки.

Изречения в одно слово: "тово оно, как оно", "я бы тово, да вишь, жена-то".

Присловья.

Краткие высказывания, выросшие из пословиц, поговорок, жизненных ситуаций - "сморчки косопузые" или "вислобрюхие, "мы - рябята вятские".Так же родились скороговорки, чистоговорки, пустобайки... типа "знаешь толк, как слепой в малине".
Часть присловий выросла из контекста мифов обрядов христианской культуры.
Давно забыт контекст рождения того или иного высказывания, но он был, поэтому он - основа глубинного понимания того или иного метафорического высказывания.
Например, высказывание "волосатая (мохнатая) рука" - признак достатка и богатства. Подобно ему высказывание "чтобы так жить - надо волосатую руку иметь" или "у него волосатая рука наверху".Высказывание связано с культом волоса (Велеса) - восточнославянского бога плодородия. Важнейший атрибут, признак его - лохматость, волосистость. Один из символов Волоса - медведь, отсюда ношение вывернутой шкуры в ходе обряда, обращенного к этому божеству, пожелание богатства: денег, приплода скота, удачи. Пожелание иметь"волосатую лапу" обозначает пожелание иметь высокого, "божественного покровителя" "там наверху."
Другое присловье "пригожая как Леля!" связано с одним из дней в славянском аграрном календаре - Ляльником. Праздновался он накануне Юрьева дня(праздника первого выгона скота), дня весеннего солнцестояния. Для празднования выбиралась лучшая девушка, красивое место, и вокруг девушки, убранной в белое с венком на голове, водили хоровод и пели. Леля раздавала угощения и венки хороводящимся. И венки, и яства сберегаются до следующей весны.
Высказывание "что ты с ним цацкаешься?" связано с мифологической богиней - Цацей или Цецей, дородной, красивой женщиной,олицетворением зрелости урожая в летнюю пору. Показывалась она, по представлению славян, в полях вся убранная колосьями, держа в руках плоды. Её чтили, уважали, ждали.
Высказывание "не ходи на двор - там зюзя" или "набрался (в смысле напился) как зюзя" связано с представлением восточных славян о "зюзе" - белом старике, ходящем босым с непокрытой головой, с железной палкой в руках. Появление его предвещает мороз.
"Что ты голым телом светишь?" - вероятно, связано с представлением славян о проглядывании через одежду тела,что было греховным и раздражало божества, навлекало на человека кару. Представление о каре уходит в древний миф о сражении Перуна со змием - атрибутом Волоса. Женские непокрытые волосы - олицетворение змеи вызывали гнев Перуна. И он мог послать град на поля крестьян и побить урожай. Впоследствии непокрытость головы стала распространяться на все тело.
Выражение "пятки засверкали" (то есть "побежал быстро") также связано, вероятно, с этим, но форма уже иная - ироническая, не сакральная.
"Подкузьмить" - на день Кузьмы производили расчет с работниками. Если не рассчитывались, то это называлось "подкузьмить".
"Объегорить" - на день Егория нанимали обычно работников. Не вышедший на работу работник, нанятый в этот день, "объегоривал" хозяина.
"Просаввиться" - в день Саввы 3-5 декабря можно было прогулять деньги, заработанные летом. В этот день варили мед, пиво и пировали.
"Церемония" - праздничный ритуал, зародившийся в этрусском городе Цера.

Поговорки.

Поговорка, в отличие от пословицы, не полное суждение, а часть его, намекающая на целое: "Чужими руками жар загребать" (от пословицы "Чужими руками жар загребать легко") или: "Сваливать с больной головы на здоровую" (пословица "Сваливать с больной головы на здоровую не накладно"). В пословице - смысл, в поговорке - намек на него. "Под носом взошло" - поговорка, намекающая на другое целое, суть которого обнаруживается, когда есть обе части пословицы "Под носом взошло, а в голове не посеяно".
Чаще всего поговорка - часть либо басни, либо пословицы. "Свинья под дубом" - часть басни, а поговорка "Пьяному море по колено" образована от пословицы, имевшей дополнительную часть "...а лужа по уши". Так же произошла поговорка "Тяну лямку" из пословицы, имеющей продолжение "...пока не выроют ямку". "Поговорка есть элемент басни или пословицы, частью происшедший от пословицы и басни как остаток, сгущение их, частью недоразвившийся до них" (А.Потебня).
Цель поговорки - намекнуть, констатировать факт без притчи. Чтобы не говорить о глупом, что он глуп, говорят: "Он на цвету прибит", "У него одной клепки нет", "Не все дома".

Загадки.

Термин "загадка" - от древнерусского слова "гадать", "думать", "размышлять". Цель - чтобы "разгадати" неизвестное явление.
Загадка - по форме есть сокрытие явного предмета или явления в неявном, туманном, неопределенном предмете или явлении. Изображая действительно существующий предмет, загадка скрывает его в изображаемом, алогичном, невозможном изображении другого предмета или явления.
Загадка - это и процесс: событие открытия сокрытого, - поскольку в ней происходит движение от незнания к знанию. Событие встречи в ней происходит в форме встречи лика и личины - "без лица в личине"( загадка о загадке) Действие разгадывания заключается в том, чтобы лицо отделить от "личины", чтобы скрываемое "увидеть" в некой метафоре. Например, в загадке "В одном бочонке два сорта вина" под личиной - "вином" и "бочонком" скрывается лик - яйцо. Задача разгадчика - снять личину, употребив умственное напряжение. Переход от распознавания под личиной лика есть процесс разгадывания. Последнее требует и логики, и ассоциативного мышления.








Webmastering by Stevik, 2001