Кардиооборудование. В нашем магазине кардиограф 12 канальный пользуется широким спросом.



Праздники


Навигация
 


Общий раздел.

Ученые полагают, что c переходом к земледелию жизнь и благоденствие людей стали в прямую зависимость от капризов природы, от переменчивости стихий, в конечном счете, - от неба, от солнца, от небесной влаги - дождя...Небо могло обеспечить обильем, т.е. зерном, небо же моглo обречь на голодную смерть. Отсюда два типа обрядов и, следовательно, два типа слов:

  • заклинательные, связанные с плодоносящими силами зерна, земли, охранной силой посевов;

  • драматические, связанные с небом ( моление о дожде, вёдре), кровными жертвоприношениями, отвращениями грозы, града...

Он же утверждал, что небо с его "запасами" воды - небесной влаги, смена сезонов, круговорот времени, круговорот жизни, - вот что стоит в центре мировоззрения земледельцев (40 ). "Земельное мировоззрение", мировоззрение, выращенное землей, - почва многих ритмов жизни, в том числе и земледельческого. Формальная опора этого типа мировоззрения - календарь, фиксирующий, что и когда бросать в землю и что и когда собирать.
В отечественной науке есть много различных реконструкций древнерусского календаря.(см подробней в очерке "Представления").
Познакомившись с ними, нетрудно увидеть праздники, которые вполне "ложатся" в годичный круг аграрных обрядов, ориентированных на землю и небо, их взаимодействие - "бракосочетание" и "бракоразвод" верховных небесных сил, - происходившее в одно и то же время (по разу в год).
В народе было замечено, что солнце ведет себя по-разному в разное время года. Речь идет о четырех положениях солнца:

  • зима (декабрь) - солнце "возгорается", начинает "ярить", это событие сопровождается праздниками святок, здесь в честь нарождения нового солнца поется гимн;

  • лето (июнь) - "зеленые святки" и Иван Купала, умирание солнца, плач по нему;

  • весна (апрель) - обряд в честь Георгия Победоносца, это день весеннего равноденствия, или солнцестояния;

  • осень (сентябрь) - день последнего снопа, "зажинки", день осеннего солнцестояния, равноденствия.

Разные действия (небесно-земные развод-свадьба) вызывали к жизни разные по жанрам типы слова.
На Святках пелись песни преимущественно аграрно-магического назначения. Это песни-гимны в честь воскресения новой жизни и начала гибели смерти (представляемой в виде белой страшной зимы-Марены). В них славился рост всего: рода, урожая, живности и пр. Пелись они в разные дни двухнедельного празднования, по преимуществу под новый год. Обычно они состояли из зачина ( в котором была просьба разрешить попеть), пожелания (приплода как пожелания нового роста всего в доме) и концовки, в которой были заклинательные слова. Обычно эти песни называют "колядки", "виноградья", "овсени" ("авсени"), "щедривки" и пр.

"Колядки" пелись в Васильев вечер, адресуясь хозяевам дома, а также отдельно хозяйке и её дочери, или отцу семейства и сыну и т.д. Наиболее древние, языческие песни колядок связаны с темой магического роста природы и живности, поздние вобрали в себя и религиозные сюжеты:

Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества,
Коляда пришла,
Рождество принесла!

( Общеизвестный вариант ).

"Виноградья" - святочные обрядовые песни, по поэтическому строю похожи на колядки, пелись часто в то же время:

Виноградье, красно-зеленое мое!
Захотелось Нюроньке во садик погулять.
Во садик погулять, соловьев послушать.
Соловей-воробей - вор-обманщичек:
Обманул молоду на чужую сторону.
Ко чужому отцу, к чужой матери.

( 17, с.83 ).

"Шедривки" - обрядовые песни, исполняемые в щедрый вечер, вечер в канун нового года.
Они начинались обычно со слов приветствия: "Щедрый вечер, добрый вечер". В далеком прошлом этот тип песен отличался от других святочных песен, сегодня он отличается тем, что их поют на Украине и в украиноязычных селах области.

"Овсень" ("Авсень","Таусень") - песни, которые пелись вместе с колядками:

Уж как ягодка красна,
Таусень!
Земляничка красна.
От чего она красна -
Во сыром бору росла.
Так и Аннушка красна -
Что у матушки росла.
У матушки росла, умничала.
Подавай-ка пирог
Ты с лопату широк!
Ты неси, не тряси,
Либо сковрду кишок,
Либо каши горшок,
Либо вилы в бок!

( 17, с.83 ).

"Славы" - песни, певшиеся в послерождественское утро. Ходили со звездой по домам и "славили" рождение Спасителя:

Славите, славите,
Сами, люди, знаете:
Христос родился,
Ирод возмутился,
Иуда удавился,
Мир возвеселился.
С праздником поздравляю,
И вам того же желаю!
Раскрывайте кису,
Вынимайте колбасу,
Больше не прошу!

( 17, с. 90 ).

Активно используется во время святок слово-гадание, делящееся на:

  • Подблюдные гадания - гадания на предметы, собранные у пришедших "на вечерок", которые складываются на блюдо и покрываются платком. Одна девица наощупь вытаскивает предмет, другая поет песню из огромного репертуара "подблюдных песен", и что выпадет в песне обладателю предмета, то и сбудется. Песни подблюдные были на темы счастья, богатства, хлеба, приплода, жизни, смерти. болезни, разлуки, успеха, удачи и др. Например,

  • Безбрачие:

    На загнетке сижу,
    Долги нитки вожу.
    Еще посижу -
    Еще повожу.
    Кому вынется - тому сбудется,
    Скоро сбудется, не минуется.

  • Грядущую свадьбу:

    Идут сваты богатые.
    Лады!
    Один сват в лаптях,
    А другой в сапогах.
    Кому поем, тому с добром,
    Кому сбудется, не минуется!

    ( 17, с.108, 101, ).

Святочные гадания, обращенные к будущему суженому, его имени, материальному положению, характеру и пр.
Масленица: праздник, с одной стороны, проводов зимы, а с другой, - стремление сделать будущий год обильным. В этом контексте надо понимать словосочетания "широкая масленица", "не житье, а масленица". Отсюда же ритуальная брань по поводу "блиноедки", "ерзовки", "мокрохвостки", "объедаловки". Приняв, встретив её питьем и блинами, над ней насмехались, обвиняли в том, что все поела, "полизала"..., и в конце концов сжигали.
По форме и сути это был карнавал, отсюда много веселья, смеха, шуток, то есть элементов смеховой культуры. В России этот тип карнавала отличался катанием с ледяных гор. Масленицу приглашали покататься на заранее подготовленных горках изо льда. Делали снеговиков, которые в некоторых местах назывались масленицей. Строили снежные города, которые потом "брали".

Во время праздника пелось несколько видов песен сообразно семи дням масленичной недели: встрече-заигрышу-лакомке-широкому-посиделкам-золовкиным посиделкам-проводам. Пелись песни:

  • встречи:

    Девки, масленка идет,
    Кто нас покатает?
    У Петруни за двором
    Сивка пропадает.

  • проводов:

    Ты прощай, прощай,
    Наша масленица.
    Ты прощай, прощай,
    Наша широкая.
    Ты не в середу пришла
    И не в пятницу,
    Ты пришла в воскресенье,
    Всю неделюшку веселье.
    Ты пришла с добром,
    С хмельным пивом и вином.
    Со блинами, пирогами
    Да с оладьями.


    А сегодня, в воскресенье,
    Наше кончилось веселье.
    Прощай, прощай,
    Наша масленица!

    ( 17,с.173 ).

    Государыня ты масленица,
    Полизуха ты, Борисьевна,
    Полизала да уехала,
    А опять-то не приехала!

    ( 17, с. 171 ).

  • песни к ритуальным блинам:

    Тин-тинка, подай блинка,
    Оладышка-прибавышка,
    Масляный кусок!
    Тетуся, не скупися,
    Масляным кусочком поделися!
    Была маслена неделя, была у кума на блинах.
    У кума была сестрица, печь блины-то мастерица.
    Напекла их кучек шесть, семерым их не поесть!
    А сели четверо за стол - дали душеньке простор,
    Друг на друга поглядели и блины-то все поели!

    ( Общеизвестное употребление ).

  • песни для катаний:

    Не целуй меня на улице -
    Целуй меня в сенях!
    Не целуй меня в сенях -
    Целуй на маслену в санях!.

    ( 29, с.443 ).

Встреча весны также имела свою поэзию.

- Песни заклинания весны - песни магического содержания, предназначенные для того, чтобы зазвать несущую новую жизнь весну. Эти песни назывались "веснянки", и исполнялись они в разных районах России по разным дням с первого по 25 марта. Общим для многих славян днем был день Сороков (сорок мучеников - 9 марта). Суть этих песен - вопрос к весне: "С чем пришла?". Ответы могли звучать по-разному, но по сути обозначали одно и то же: мол, "борону принесла", "хлеб обильный", "лен высокий".

- Песни в честь Егория

Батюшка Егорий,
Спаси нашу скотинку,
Всю нашу животинку.
В поле и за полем,
В лесе и за лесом,
В лесу за горами,
За широкими долами!
Волку, медведю -
Пень да колода,
Да белая береза,
Древесянный камешек!
Нашим-то телонькам -
Травка-муравка,
Зелененький лужок!
Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок и т.д.

(29, с.172)

Бывало, что подростки ночью будили деревню песней-окликанием:

Мы ранешенько вставали,
Белы лица умывали,
Полотенцем утирали,
В поле ходили,
Кресты становили.
Кресты становили,
Егорья вопили:
"Батюшка Егорий,
Макарий, батька храбрый,
Спаси нашу скотинку и т.д.

( 17, с.235 ).

В Егорьев день дети обходили каждый двор с приговорами, а затем шли в поле и оставляли там кресты, сделанные из прутиков:

Мы вокруг поля ходили,
Мы Егорья кликали,
Мы Макарья величали.
Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину,
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

( 29, с.171 ).

С Егорья начинался сезон хороводов с хороводными, или карагодными песнями.
Песни Фомина воскресенья, Красной горки - первое воскресенье после пасхи.
Песни Радуницы - девятый понедельник после Красной горки.
Песни Навьево дня - вторник.
Зеленые святки, как и зимние, праздновались две недели. К ХVI веку они стали подвижным праздником и зависели от дня Пасхи,начинаясь в сороковой день после неё. Это цикл праздников, включающий Вознесение, Семик, Троицу. Здесь особо выделяются песни Семика и Троицы.
Слово и действие Вознесения.
Древнеславянский обряд Вознесения посвящен не только силам земли, но и силам неба, о чем свидетельствует выпекание "лестницы", по которой надо восходить на небо (см. русские сказки на эту тему). Обряд также связан с магией вызывания роста ржи. Позже обряд вобрал опыт христианства - Вознесение Христа на сороковой день.
Чем выше удавалось выпекать лесенку, тем активней должна была расти рожь.

Песни Семицкой недели посвящены поминовению предков. Главный атрибут праздника - березка, в которую по представлению предков входила душа умерших. В четверг, названный "семиком", девушки тайно от парней украшали березку лентами, венком ( магический символ судьбы), завивали её, привязывали ветви к траве, нагибая дерево. Вокруг дерева водили хоровод, пели песни, целовались через венок - "кумились", напевая:

Уж ты, ты , кумушка-кума!
Покумимся мы с тобой:
Ни браниться, ни ругаться,
Ни кулички казать!

(Общеизвестное употребление).

Песни Троицына (девичьего) дня. Это день культа развивания березки, завитой на Семик. Березу потом рубили и топили в реке, или уносили в поле. В целом, праздник посвящен растительным силам природы. Суть обряда отражается в песнях.

"Березонька белая.
Березонька кудрявая,
На чем приехала?"-
"На ковре, на золоте,
На атласе на бархате", -
"У кого же ты гостила?" -
"У отца, у матери,
У роду, у племени,
У красных девушек".
Хотят березоньку срубить.
И её в речке утопить.

( 17, с. 253 ).

Праздник Ивана Купалы - праздник летнего солнцестояния, день прощания весны с летом . В старину это был праздник Ярилы. Он содержит древние традиции "проводов" солнца "в зимнюю дорогу". Проводы были долгие и включали обряды Купалы, Купальницы, Ивана-да-Марьи. В христианскую эпоху Купала сливается с праздником Иоанна Крестителя и Купальницей.

Купальские песни:

На святого Ивана
Девки елки собирали,
Собирали, не знали,
У Ивана пытали:
"Иван, Иван, старый дед,
А что это за зелье,
Аирово коренье?" -
"Девицкая красота,
Мальчоцкая сухота,
Девицкое умыванье,
Мальчоцкое воздыханье".


Как на Ивана солнце играло,
Ходил чижик по улице,
Ходил чижик по улице.
Собирал девок на Купало,
Собирал девок на Купало,
Молодушек на гулянье,
А девочек венки вить,
Молодушек шапки шить.-
А у девочек своя воля,
А у молодушек дитя малое.


Приехала купаленка
На семидесяти тележеньках,
Привезла нам купаленка
Добра и здоровья,
Богатства и почести.

( 17, с.287 ).

Пойдем, девки,
Кругом жита.
В нашем жите
Ведьма сидит.
"Иди, ведьма,
С нашего жита.
Наше жито
Свяченое!
Иди, ведьма,
У Сеньково, -
Тама жито
Не свячено!"


Зарождалися три ведьмы
На Петра да на Ивана:
Первая ведьма закон разлучает,
Другая ведьма коров заклинает,
Третья ведьма залом ломает.
Первой ведьме, что закон разлучает,
Ее по уши в землю, ей прощенья нет!
Другой ведьме, что коров заклинает,
Ту по плечи в землю, ей прощенья нет!
Третью ведьму, что залом ломает,
Ту по пояс в землю, ей прощенья нет!
Вы катитесь, ведьмы, за мхи, за болоты,
За гнилые колоды, где люди не бают,
Собаки не лают, куры не поют, -
Вам там и место!

( 17, с. 288-289 ).

На Купалу было много игр: прыгание через костры, бегание наперегонки, игра в горелки, сопровождаемая словами:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо -
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Диги-дон, диги-дон,
Убегай скорее вон!

(Общеизвестное...).

Обряды дней осеннего равноденствия, оспожники, осенины, рождество Богородицы.

В этот день, как и в день весеннего равноденствия, в избе старый огонь гасили, а новый зажигали, приходила новая пора. В некоторых местах России - день урожая. В центре праздника - плоды урожая и подрастающие дети. Чем больше достаток, за год заработанный, тем дольше тянется праздник. В это время могли петь такие песни:

Вейся ты, хмель,
перевейся,
На нашу сторонку.
Как на нашей на сторонке
Приволье большое!
А приволье-то большое,
Мужики богаты!
Что мужики-то богаты,
Каменны палаты!
Что каменны палаты,
Двери золотые,
Что маковки литые!

( 29, с. 348).

Песни гуляний:
Ой, сегодняшний денёк
Забрал девушку хмелек.
Калинка моя, малинка моя!
А забрал хмелек -
Полюбил паренек.
Калинка моя, малинка моя!
Макар-молодец
Александрович холостой.
Калинка моя, малинка моя!
Полюбил баской детина
Снизу низовой купец.
Калинка моя, малинка моя!
Снизу низовой купец.
Да Макар-молодец.
Олександрыч холостой.
Калинка моя, малинка моя!

(29, с.348).


Песни, частушки, поговорки, пословицы сопровождали не только названные обряды, они звучали и в контексте других обрядов. Практически каждый день имел свое слово, свою музыку, свой танец, как проявление особого поэтического ритма жизни земледельца.








Webmastering by Stevik, 2001