На сайте самосвал татра аренда



Рождениие


Навигация
 


Рождение.

Фольклорный материал по родильным обрядам, сохранившийся в области, позволяет говорить, что в памяти народной продолжают жить элементы языческо-христианского обряда очищения. В основе обряда, который мы воспроизводим по найденным в области остаткам, как и в основе былого славяно-русского обряда, три разных объекта:

  1. Очищение роженицы;

  2. Очищение новорожденного;

  3. Гармонизация новорожденного и нового состояния роженицы с окружающим миром. К сожалению, многое утрачено на данный момент из словесного сопровождения обряда. Воспроизводя здесь контекст этого обряда, мы надеемся на тех, кто, ориентируясь на него, поможет дополнить обряд для последующих изданий.

1. Очищение роженицы имеет следующие моменты, связывающие их со славяно-русской обрядностью:

а) они построены на основе двоеверия. Элементы язычества в них переплетаются с элементами христианской культуры. Например, во многих районах роженицу во время беременности никому не показывали, боялись "сглаза", что с точки зрения христианства уже грех. Грех даже по мнению самих жителей сел ("хрещенная не должна бояться, ибо её спасает святой дух"). Сглаз - явление из круга языческой культуры, которую христианство преодолело. Во многих селах, по свидетельству информанток, к роженице, прощавшейся со всеми родными (языческий элемент), приводили попа, и тот избавлял ее от грехов(христианский элемент).
В Алексеевском районе (и не только) имя новорожденному давал батюшка по святцам (христианский элемент ), или старшие дети (скорее всего, языческий, связанный не с "духом слова ", а с наследованием по крови).
С одной стороны, бабка-повитуха, произносящая заговоры при родах, а с другой - священник, читающий молитвы. Или еще такой факт двоеверия: "...если у роженицы рождались прежде мертвые дети, она должна была до самого последнего момента стоять на коленях, а повитуха читала над ней "Отче наш" ( факт, наблюдаемый во многих районах области).

б) в обряде много самостоятельных языческих элементов:

  • древними элементами родильного обряда можно назвать действия, казалось бы, чисто внешне помогающие биологическому акту родов: расплетание косы, распускание волос, ослабление узлов на одежде и пр. Иногда роженице давали в рот конец ее косы (что было чисто практической акцией - вызывало рвоту и облегчало схватки. Но при всем этом ,названные - элементы обрядности имели магическое действо Во-первых, волосы и укладка их - всегда акт ритуальный в народной культуре, связанный с магической силой неба. Во-вторых, пояс, все элементы одежды, стягивающие тело, - элементы из магического круга явлений, чаще всего связанные с силами земли и пр. Распускание, снятие, расслабление - все это связано с магическими культами гармонизации верхнего и нижнего начал в человеке. Зафиксированное в районах описание следующих действий подтверждает это: "при трудных родах в доме открывали все ящики, замки, сундуки. По поверью, это должно было облегчить роды." Символ замка - один из древнейших не только а славянской культуре;

  • верили, что лучше всего рожать после полуночи, когда все спят, - ребенок будет спокойным. Элемент из солнечно-лунной обрядности;

  • во многих районах информантки говорили, что верят в то, в рождение ребенка со своей судьбой;

  • в баню роженицу и младенца вели сразу после родов, например, в Борисовке (древний , языческий культ очищения водой).

2. Обряды, направленные на очищение ребенка.

а) Элементы двоеверия наблюдаются и в очищении новорожденного:

  • сразу после рождения бабка-повитуха осеняла младенца крестным знамением,"чтобы домовой принял и полюбил нового члена семейства" ("домовой" - элемент языческой культуры, - "крестное знамение" - христианской). Мать в бане проводила языком крест по спине ребенка, а затем плевала в корытце, купель ("баня" - языческое, "крест" - христианское). Как рассказывала жительница Красногвардейского района Мария Пантелеймоновна Саввина, считалось, что крещеного ребенка трудно сглазить, потому что его теперь охраняет высший дух, который наблюдает за ребенком. Поэтому обязательным было ношение крестильного крестика (опять-таки "сглаз" - элемент одной культуры, "крест - другой"). Со сглазом могли бороться так: "если же считали, что был сглаз, существовал обычай подбрасывать что-нибудь чужим людям, например, выбрасывали свой лучший наряд. Кто поднимет, тот будто бы должен заболеть".

б) элементы древней культуры:

  • ребенка после рождения клали на шубу, а под шубу - деньги, чтобы был богатым. Ребенка клали справа от матери, в головах. Заворачивали младенца в рубаху отца и в юбку матери, чтобы ребенок чувствовал, что у него есть отец и мать.

  • о ребенке-левше говорили: "Левша - неправедная душа"(понятие "левое" связано в народной культуре с нечистой силой);

  • повсеместно считали родившегося "в сорочке" счастливым;

  • у малыша было две макушки - два раза женится;

  • ребенок спит на животе - скоро умрет;

  • ребенка поднимают, а ножки висят, не подгибаются, - не жилец;

  • ребенка, родившегося после умершего, не называли тем же именем;

  • как только ребенок рождался, его купали. В воду бросали череду, чтобы кожа была чистой;

  • физические недостатки "правили" так: мать притягивала его левую руку к правому колену (и наоборот) и приговаривала:

Яка мати породила,
Така мати и отходила...

(Борисовский район);

  • прикармливали только тогда, когда ребенок научится есть "пятерней";

  • чтобы хорошо спал, носили его в курятник, приговаривая: "Спи, моя детка, как курочки спят";

  • пустую колыбель качать было запрещено - ребенок будет плохо спать;

  • смотреть на новорожденного во время сна разрешалось только матери (берегли так от сглаза);

  • об улыбавшемся во сне ребенке в одном месте говорили: "Его ангелы замают" (трогают), а вдругом: "Его бьет недуг";

  • стричь малыша разрешалось в год ("раньше нельзя - не будут расти волосы"), ногти ребенку до года мать обкусывала.;

  • у не умеющего ходить младенца на ногах "перерезали путы" - между ногами ножом делали крест;

  • до года запрещалось подносить ребенка к зеркалу ("будет плохо спать"), по этой же причине нельзя было сильно смешить ребенка;

  • целование малыша в губы вело к плохой речи;

  • первый раз ребенка выносили на улицу, когда он мог держать головку, водить глазами;

  • до десяти лет дети в Борисовке ходили в длинных сорочках;

  • место рождения имело большое значение в судьбе ребенка: родившийся вне дома ребенок несчастливый;

  • в одном месте, например, в Борисовке, считалось, что выносить на улицу ребенка можно через 2-3 недели после рождения, в селе Новопокровка - до захода солнца через 10 дней после рождения;

  • купали ребенка - в Алексеевском районе, например, - после пяти дней, а мать - на второй: клали в кадушку горячий камень и крапиву, потом давали (матери) водки и укладывали спать;

  • первое пеленание, считают в Алексеевском районе, должна была сделать повитуха: шила свивальню и свивала ребенка, произнося заклинание о том, чтобы ручки и ножки были ровненькие;

  • чтобы не сглазили, в Новопокровке говорили: "Соль тебе в глаз, козьи рога тебе в нос";

  • когда ребенка носили в баню, смотрели: если волос потонул в купели - жизнь будет короткая, если нет - длинная;

  • при обрядах произносили такие заклинания:

Дай господи ему здоровьичка
И счастья ему в новорожденной жизни.
Счастье божие, на белый свет
Нарождается младенец.
Дай бог ему здоровья,
И в ручки, и в ножки,
И в животике трошки;

  • при первом купании бабка-повитуха приговаривала: "Ручки, растите, толстейте; ножки, ходите, свое тело носите". Вынимая младенца из воды, купающий должен был три раза поцеловать ручки, ножки и в головку;

  • когда ребенку исполнялся один год его стригли и волосы складывали в платочек. Получалось три платочка, которые предвещали счастливую или несчастную судьбу. Если ребенок мог в три года эти платочки развязать, то считалось, что он будет умным, добрым и счастливым;

  • выпавший первый зуб бросали в печку и приговаривали три раза: "Бабка-бабка, на тебе костяной зуб, а мне дай железный".

3. Обряды, направленные на гармонизацию отношений роженицы и новорожденного с окружающим миром, записанные нами также имели рудименты двоеверия:

а) чтобы облегчить роды жене, муж ослаблял свои пояса, так как считалось, что муж и жена связаны невидимыми нитями в одно целое (элемент языческой культуры), но при родах он не присутствовал: это считалось грехом (элемент христианской культуры). С одной стороны - его очищала бабка-повитуха, а с другой - ребенка вводили в социум через церковное крещение.

б) есть в этой части родильного обряда древние элементы:

  • в Борисовке считали, что, если после родов в дом роженицы заходил мужчина, - к счастью, женщина - к смерти;

Особое место в гармонизации ребенка и матери занимала бабка-повитуха, имевшаяся в каждом селе и находившаяся ближе к людям, чем священник, ей "больше веры" было.Она была к тому же еще и акушеркой.

  • она принимала роды, очищала словом, водой, перевязывала пуповину - "завязывала узлом в платочек": у родившегося "в рубашке" снимала пленочку и сушила;
  • в Ивнянском районе она не обязательно должна была быть вдовой или одинокой женщиной, в других местах ею могла стать вдова;
  • если у повитухи умирали дети, или их не было вовсе, или принимаемые ею прежде дети умирали, то принятые новорожденные жить не будут. Поэтому таких повитух старались не приглашать.

Обряд рождения, сохраненный в области, как видим, может быть реконструирован.

Второй - более сложный этап реконструкции - увидеть связи этого обряда с целым славяно-русского обряда, что требует уже другого уровня исследований и привлечения новых фольклорных материалов.








Webmastering by Stevik, 2001