Специальный раздел.
Легенды и истории происхождения названий сел, селец, деревень, хуторов, поселков, рек.
В области что ни село, то и легенда, да не одна, а две, три, а то и десяток. Какой верить? Вряд ли так надо ставить вопрос. Легенды надо читать слушать, запоминать, рассказывать другим и, особенно, детям, чтобы они не теряли поэтического ощущения мира. И тогда они будут не за какие-то выгоды любить место, где родились и проживают, а за то, что такого другого места на всей земле просто нет, как нет других родных, близких, просто знакомых, а есть те, которые стали именно в данный исторический миг насельниками по планете.
В топонимимке говорится, что попытка описания края начинается в ХVIII веке, когда из геральдмейстерской конторы (чтобы получить материал для составления гербов) в провинцию были разослали планы-вопросники с целью узнать, как возник город, чем отличается местность, в которой он находится, что выращивается в этой местности, какая дичь водится вокруг, какую живность разводит местное население и пр. Из мест пришли не только ответы на эти конкретные вопросы, но и описания названий некоторых сел, деревень.
Одной из первых книг, в которой было объяснено несколько названий мест юга России был книга натуралиста С.Г.Гмелина "Путешествие по России для изучения трех царств естества" (1771), другая принадлежала писателю и краеведу Е.Болховитинову и называлась "Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии" (1800). Одно из современных исследований о названиях края - книга Н.А.Прохорова "Надпись на карте" (104).
Предлагаемый ниже материал отобран по несколько другому принципу, нежели тот, что есть в топонимике, ограниченной правилами языкознания, географии, истории. Нас при подборе материала интересовал сам материал, в науке часто называемый "предрассудком". Интересовало не то, что "верно" или "не верно" дано понимание названия, а то, что оно есть. Естькак фольклорный факт, жанр.
В целом легенды сел и рек, собранные на территории области, отличаются от легенд других областей России следующим.
В названиях мест много элементов, связанных с военными поселениями - слободами, которые назывались однотипно во всех районах, где была крепость: Казацкое, Стрелецкое, Пушкарное, Драгунское, Солдатское и пр.
Мало сохранилось названий старых, среди которых, несомненно, Дорогощь(Грайворонский район), Хотмыжск (Борисовский район), Городище(Старооскольский район).
Много названий, связанных с определенными лицами, как историческими, так и легендарными.
Большая доля имен связана с местными географическими названиями.
Большой элемент имен связан с преселенцами с Украины.
Интересны для будущих исследований названия, связанные с особенностями поселения у какого-либо предмета, например, у березы - Березовка (Белгородский р-н). Есть даже легенды, связанные с походом князя Игоря из "Слова о полку Игорева" - хутор Хороший Прохоровского района. Столь же интересна легенда о селе Большебыково, рассказывающая о родниках, стекающих с горы и образующих голову большого быка.
Представленные нами легенды - малая их часть. Предложено лишь начало работы по их сбору, классификации и научному описанию.
Легенды и истории происхождения названий сел, селец, деревень, хуторов, поселков, рек.
В области что ни село, то и легенда, да не одна, а две, три, а то и десяток. Какой верить? Вряд ли так надо ставить вопрос. Легенды надо читать слушать, запоминать, рассказывать другим и, особенно, детям, чтобы они не теряли поэтического ощущения мира. И тогда они будут не за какие-то выгоды любить место, где родились и проживают, а за то, что такого другого места на всей земле просто нет, как нет других родных, близких, просто знакомых, а есть те, которые стали именно в данный исторический миг насельниками по планете.
В топонимимке говорится, что попытка описания края начинается в ХVIII веке, когда из геральдмейстерской конторы (чтобы получить материал для составления гербов) в провинцию были разослали планы-вопросники с целью узнать, как возник город, чем отличается местность, в которой он находится, что выращивается в этой местности, какая дичь водится вокруг, какую живность разводит местное население и пр. Из мест пришли не только ответы на эти конкретные вопросы, но и описания названий некоторых сел, деревень.
Одной из первых книг, в которой было объяснено несколько названий мест юга России был книга натуралиста С.Г.Гмелина "Путешествие по России для изучения трех царств естества" (1771), другая принадлежала писателю и краеведу Е.Болховитинову и называлась "Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии" (1800). Одно из современных исследований о названиях края - книга Н.А.Прохорова "Надпись на карте" (104).
Предлагаемый ниже материал отобран по несколько другому принципу, нежели тот, что есть в топонимике, ограниченной правилами языкознания, географии, истории. Нас при подборе материала интересовал сам материал, в науке часто называемый "предрассудком". Интересовало не то, что "верно" или "не верно" дано понимание названия, а то, что оно есть. Естькак фольклорный факт, жанр.
В целом легенды сел и рек, собранные на территории области, отличаются от легенд других областей России следующим.
В названиях мест много элементов, связанных с военными поселениями - слободами, которые назывались однотипно во всех районах, где была крепость: Казацкое, Стрелецкое, Пушкарное, Драгунское, Солдатское и пр.
Мало сохранилось названий старых, среди которых, несомненно, Дорогощь(Грайворонский район), Хотмыжск (Борисовский район), Городище(Старооскольский район).
Много названий, связанных с определенными лицами, как историческими, так и легендарными.
Большая доля имен связана с местными географическими названиями.
Большой элемент имен связан с преселенцами с Украины.
Интересны для будущих исследований названия, связанные с особенностями поселения у какого-либо предмета, например, у березы - Березовка (Белгородский р-н). Есть даже легенды, связанные с походом князя Игоря из "Слова о полку Игорева" - хутор Хороший Прохоровского района. Столь же интересна легенда о селе Большебыково, рассказывающая о родниках, стекающих с горы и образующих голову большого быка.
Представленные нами легенды - малая их часть. Предложено лишь начало работы по их сбору, классификации и научному описанию.