видеонаблюдение купить для дома.  |  Украшение фасадов домов и коттеджей к новому году Украшение фасадов к новому году.



Словарь фольклорных терминов


Навигация
 


Указатель

A | Б | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | П | Р | С | Т | Ф | Х | Я




A


Автор

Описательная поэтика выделяет автора биографического и автора поэтического мира (Г.О.Винокур). Первый -реальная, биографическая личность, погруженная в свой конкретно-исторический социум, обладающая всеми чертами своего времени: она - "совокупность общественных отношений". Второй подчиняется иным, поэтическим законам. Глубинная суть последних с точки зрения описательной поэтики не просматривается, не открывается.

С точки зрения эстетики словесного творчества (М. Бахтин ) автор - преодоленная творческим актом биографическая личность, её инобытие - поэтическая личность, обладающая смыслами, способными изменять реальную действительность изнутри. Поэтическая личность - генератор новой действительности. Он - принцип поэтического видения изображения мира действительности, но не её изображение, принцип изображающий и руководящий читателем (М. Бахтин). В зоне автора нчего случайного нет.

Автор не мир изображает, не реальность изображенную, не пространственно-временную, а событие говорения, выраженное в речевом потоке, самое большее, что он создает - субъект говорения, выбирая способ говорения - "он" - "она" - "я"…Формы передачи видения и изображения - псевдоавторы как принципы рассказывания. С псевдоавторами связан мир изображенный, отличный от авторского мира, где правит принцип видения. Два основных способа существования псевдоавторов: рассказчик и повестователь.

Типы авторов, авторов-исполнителй в культуре:

  1. Повествователь - не персонифицированный, не выявленный как реальное лицо говорящий в произведении, говорящее о событии произведения прозы лицо, воспринимаемое через акт говорения. В лирике это - переживающее лицо - лирический герой.

  2. Рассказчик - персонифицированный образ, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. Это один из образов, созданный автором - лицо, представляющее автора. Исполнитель - в народной традиции мастер озвучивания текста.

  3. Скальд - изначально поэт-творец дописьменного времени, исполнявшие произведения без музыкального сопровождения (примерно - 12-13 века).

  4. Акын - казахский сказитель.

  5. Сказитель - исполнители устных народнопоэтических жанров.

  6. Бандурист - в украинской традиции испольнитель текста под народнй музыкальный инструмент бандуру.

  7. Бахарь - древнерусское название сказочника.

  8. Бахший - туркменский сказитель.

  9. Боян - древнее название народных исполнителя.

  10. Лирник - исполнитель фольклорного текста под музыкальное сопровождение лиры.

  11. Летописец - составитель летописей.

  12. Певец - голосовой исполнитель народного текста.

  13. Пиит - название поэта в 17-19 веках.

  14. Писатель - автор письменного литературного текста. Личная авторская форма текста была не единственной в истории культуры. Кроме неё зафиксированы авторские и исполнительские формы слова.

  15. Скоморох - бродячий актер, игравший и исполнявший разные виды устного народнопоэтического творчества. Рассказчик, музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, промышляющий шутками, плясками; медвежатник, комедиант, актер.

Акцентный стих

Ударное или тоническое стихосложение стих, ритмика которого организуется относительной выравненностью количества ударений по стихотворным строкам. Число слогов в стоке и безударных слогов между ударениями здесь произвольно.

Аллитерация

Повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов.

Анафора

Пповторение слова или групп слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.

Анекдот

Краткий устный рассказ забавного содержания с остроумной концовкой.

Ассонанс

1. Повышение гласных звуков, преимущественно ударных;

2. Неточная рифма, в которой совпадает гласный, но не совпадает согласный.



Б


Байка

Побасенка, сказочка, присказка.

Басня

Краткий иносказательный нравоучительный текст.

Бывальщина

См. "быль"

Былина

Русская народная эпическая песня о былом. В народе она называлась "старина".

Быль

Tо, что было в прошлом; действительное происшествие, в отличие от небылицы.



Д


Диссонанс

1. Mузыкальное - негармоническое сочетание звуков; противоположное - консонанс;

2. Литературное - неточная, неполная рифма, основанная на совпадении только согласных звуков, ударные же гласные не совпадают - диссонируют.

Дольник

Cтих, ритмика которого организуется выравненностью ударений по количеству их в стихотворных строках. Между ударениями располагается один, два безударных слога.

Духовные стихи

Hародные песни на религиозные темы , которые распевали нищие слепцы, путешественники, "божьи люди", странствующие монахи, "калики". Народные песни на религиозные темы по-своему осмысляли библейские сюжеты.



Е


Ерник

Повеса, распутник, сквернослов.



З


Звуковая организация стиха

Cтилистически значимое использование в поэтическом тексте звукового состава языка, выражающееся в комбинировании фонетически однородных, близких или фонетически контрастных звуков, слогов, слов, фраз для усиления смысловой выразительности стиха.

Звуковые повторы

Повторение сходных звуковых сочетаний в художественной речи, которые используются для усиления поэтической выразительности.

Звуковые повторы

Подбор звуков в стихотворной речи, имеющий выразительное значение в соотнесении с содержанием текста.

- И блеск, и шум , и говор балов,
И в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой
(А.Пушкин)

Звукоподражание

Oдин из элементов звукописи, сущность которого в наличии непосредственной связи между звуками слов и их смыслом. Встречается в народных загадках, скороговорках, баснях. В основных жанрах поэзии и прозы в самостоятельном виде встречается редко.



И


Играть

Петь, шутить, веселиться.

Интонация

Основное выразительное средство звучащей речи, совокупность звуковых средств языка:

1. фонетически организует речь, расчленяя ее на фразы и синтагмы;

2. установление между ними смысловых отношений;

3. сообщение оттенков значения в фразе;

4. выражение различного чувства.



K


Кантана

Жанр стихотворно-музыкального произведения, исполняемого преимущественно по торжественному случаю. Кантата широко использовала мифологические сюжеты, аллегории, риторические штампы.

Катрен

Четверостишие. Термин ограничительно употребляли только для четверостишия, выражающего законченную мысль, но это различение утратило смысл. Сейчас катреном называют строфу вообще из четырех стихов (но только строфу, а не любые , взятые подряд четыре стихотворные строки).



Л


Легенда

Один из прозаических жанров устно-поэтического творчества, в основе повествования лежит чудесное, фантастическое предание о каком-нибудь реальном, в том числе и историческом событии. Легенды бывают исторические, топонимические, религиозные, бытовые.



M


Мелодика

1. Совокупность мелодических средств, присущих муз. творчеству какого-либо композитора, народа или муз. произведению,

2. интонационная организация стиха, движение голоса в поэтической речи, его повышение и понижение, передающее различные интонационно- смысловые оттенки речи.

Миф

Древнее сказание о героях, происхождении мира, богах.



H


Напевный стих

Интонационный тип стиха, в котором структура фразы и группы фраз подчиняется музыкальной композиции.

Народодное стихосложение

Cтихи русских былин и песен.
В основе ритмики - чередование стихотворных строк, завершающихся дактилической клаузулой. Это сложная форма, резко отличающаяся от классического стиха, его форм, до конца не изучена.

Народный стих

Русские стихотворные формы, употребительные в устной народной поэзии: говорной - пословицы, поговорки, загадки, речитативный - былины, истории, баллады, причитания, песенный - лирические песни, обрядовые песни.

Небылица

Вымысел, лживое сообщение; в народном творчестве

Шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает.



П


Побаска

Короткий забавный рассказ. Этим словом называли поучительные сказки.

Поговорка

Выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.

Поэзия

Первоначально термин, обозначавший все словесно-худ. творчество (вплоть до В.Г.Белинского, А.А.Потебни, А.Н.Веселовского). Позднее синоним лирики.

Предание

рассказ, повествование, память о событии, пере- данная устно от предков к потомкам.

Присказка

Короткий рассказ, прибаутка перед сказкой.

Притча

Небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме, близок к басне.

Псалом

в иудейской церкви певшееся под музыкальный инструмент. Сборник псалмов Псалтырь состоит из 150 еврейских псалмов, которые учат благочестию, пророчествуют появлению Иисуса.



P


Раешный стих

Русский фольклорный стих, количество слогов и расположение ударений свободно, ритм основан на смежной рифмовке строк (обычно юмористического, прибауточного характера).

Ритм

Повторность тех или иных сходных явлений через определенные соизмеримые промежутки. Выделяют большойи малый ритм, ритм на уровне строки, стопы, строфы, произведения.

Рифма

Повтор отдельных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк. В рифме могут повторяться отдельные звуки, слова, группы слов, иногда целые строки.



С


Сага

Древнеирландское и древнеисландское прозаическое роизведение, одна из разновидностей историко-греческого эпоса.

Силлабо-тоническое стихосложение

Cистема стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места распределения ударений в стихотворных строках.

Сказ

Эпическое повествование от лица рассказчика.

Сказание

Устный рассказ исторического или легендарного содержания.

Сказка

Народно-поэтическое произведение повествовательного характера о вымышленных, волшебных, фантастических лицах и событиях. Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных, авантюрные.

Стихосложение

Стихотворная организация речи, возникающая благодаря ее особой ритмической, звуковой, строфической структуре, в конечном счете определяющаяся акономерностями языка, на котором основано стихосложение.

Стихотворчество

Создание, в том числе и графически, особого вида художественного, связанного с определенной, часто заранее заданной формой: сонета, канцоны, терцины, поэмы.

Строфа

Группа стихов, представляющих ритмико- синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой, завершением рифменного ряда или иными признаками.

Строфака

Учение об особенностях объединения стихов в одно ритмико-интонационное целое - строфу.

Сюжет

Последовательность развертывания фабулы в данном произведении, система событий, составляющая содержание действия лит. произведения, шире - история характера, показанная в конкретной системе событий. Иногда трактуется как основная система событий, иногда - как последовательное развитие.



T


Тактовик

1. Стих, основанный на музыкальном счете, на такте;

2. Термин употребляется для обозначения одного из размеров чисто тонической системы стихосложения . Это стих, в котором объем безударных интервалов между схемными ударениями колеблется в диапазоне трех вариантов : 0-1-2 или (обычно) 1-2-3 слога.

Терцина

Строфы по три стиха, связанные "бесконечной " цепью рифм: аба- бвб - вгв и т.д..

Тоническое стихосложение

стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т.е. полнозначных слов, кол-во безударных слогов между ударениями произвольно.



Ф


Фабула

Часть художественного целого, содержащая тему произведения и указывающая на жизненный материал. Некоторые, наоборот, рассматривают ее как включающую всю сущность событий . В смысловом значении фабула и сюжет синонимичны.

Фоника

Учение о звуковой структуре стихотворной речи.



Х


Хиазм

Стилистическая фигура антитетического параллелизма: части двух параллельных членов располагаются в них в последовательности: АВ=В'А'.

Хорей ( от греч. "хор")

В русском стихосложении двусложная стопа, в которой безударный слог следует за ударным.



Я


Ямб ( от греч. "фракийский музыкальный инструмент")

Метр, образованный стопами из 2 слогов , с сильным местом на втором.







Webmastering by Stevik, 2001